БУТМИ-де-КАЦМАН (Бутми) Георгий Васильевич

БУТМИ-де-КАЦМАН (Бутми) Георгий Васильевич
(1856—1919?), землевладелец и предприниматель, публицист, специалист по еврейскому и финансовому вопросам, общественный деятель, активный участник право-монархического движения. Потомственный дворянин, выходец из Бессарабии, отставной подпоручик, землевладелец Подольской и Бессарабской губ. На рубеже веков получил известность как автор ряда работ по проблемам финансового хозяйства и золотой валюты. Выступал с докладами в Вольном экономическом обществе, Петербургской Академии Наук, на международном земледельческом Конгрессе в Будапеште в 1896. Член Русского Собрания (РС). Стоял у истоков Союза Русского Народа (СРН), на одном из первых заседаний на квартире А. И. Дубровина предложил связаться с Русской Монархической партией (РМП), созданной и возглавляемой В. А. Грингмутом, с которым Бутми-де-Кацман был знаком лично. (Позднее в связи с кончиной Грингмута он опубликовал 30 сент. 1907 в «Петербургских ведомостях» некролог, где изложил историю создания и деятельности РМП). Был избран кандидатом в члены первого состава Главного Совета СРН. В 1906 сотрудничал в главном органе СРН газете «Русское знамя» по валютному и еврейскому вопросам. В том же году он опубликовал свои ставшие широко известными антимасонские и антисионистские работы «Конституция и политическая свобода», «Враги рода человеческого», «Франкмасонство и государственная измена. Обличительные речи» и др., посвятив их СРН.

Бутми-де-Кацман выступал за сохранение Самодержавия как исконного русского государственного строя. Но возражал против возвращения к прежнему порядку вещей, когда существовало фактически «не Самодержавие Царя, а самодержавие министров», когда «бюрократия создавала стену между Царем и народом». В соответствии с классическими идеями славянофилов, он полагал, что государственному строю России недостает важного элемента — Великого Земского Собора, который в отличие от Государственной Думы будет состоять «не из политиканов, не из крикливых иудеев и таинственных масонов, стремящихся захватить власть в свои руки», а из людей, «желающих установить прочный порядок на Руси, дабы затем спокойно вернуться к своим хозяйственным делам». Внешние враги и внутренние супостаты отпрянут от России, утверждал Бутми, только тогда, когда «все русские люди, великие и малые, сплотятся в стройном порядке, ими же свободно установленном, вокруг Державного Хозяина Земли Русской». Один из первых публикаторов «Протоколов Сионских мудрецов», которые издал в 1905 в Петербурге, Казани и Кишиневе (совместно с П. А. Крушеваном). Принимал участие в работах съездов и совещаний представителей правых организаций. На 4-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа) делал доклад на тему «Практический способ разрешения еврейского вопроса». Выступал также на Первом Всероссийском съезде правой печати, который проходил в рамках 4-го съезда. На Московский съезд (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909) прислал доклад «О народнохозяйственном возрождении России», в котором с тревогой обращал внимание на странную особенность финансовой политики правительства: при превышении экспорта над импортом растет внешняя задолженность государства, что грозит обернуться финансовой кабалой России. В постановлении по докладу Бутми-де-Кацмана съезд решил обратить внимание правительства на необходимость безотлагательного пересмотра существующей денежной политики. С 1907 он стал заниматься общественной деятельностью эпизодически, с головой уйдя в хозяйственные труды. В 1906 были завершены разведывательные работы в Ткварчели, где еще в 1898 он открыл залежи каменного угля.

В 1908 Бутми-де-Кацман учредил с рядом лиц акционерное общество «Ткварчельские каменноугольные копи». Однако путем различных махинаций у него были отняты права в пользу конкурентов. Началась многолетняя тяжба, отнимавшая немало времени, сил и средств. Изредка наезжая в столицу, он выступал в печати и с докладами. Так в 1910 Бутми-де-Кацман прочитал 3 доклада в РС «Блестящие финансы и разорение России» (10 марта), «О финансах и денежной валюте» (19 марта) и «Золотой крест» (9 апр.). Бутми-деКацман был в числе основателей Православного Камчатского братства, которое организовал Камчатский миссионер, будущий митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). В 1912 он вернулся на время к активной общественной деятельности, был избран членом Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА). В 1912–1913 Бутми-де-Кацман активно участвовал в деятельности Союза. 25 янв. 1912 он был избран в состав комиссии, которая составила воззвание к русскому народу, направленное на успокоение общества в связи с делом еп. Гермогена (Долганова). 28 апр. включен в состав комиссии для обсуждения подготовленной членом Главной Палаты Ю.С.Карцовым брошюры в память 300-летия Дома Романовых. Участвовал в работах 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в СанктПетербурге 16–20 мая 1912, выступил с речью, в которой говорил о вопиющем безобразии, когда иностранные коммерсанты в России в отношении кредита поставлены в условия гораздо более выгодные, чем русские предприниматели. 20 дек. 1912 Бутми участвовал в общем собрании РНСМА, на котором обсуждалось решение 5-го съезда об объединении всех правых союзов. Собрание обсуждало проекты В. П. Соколова (объединение в единую организацию) и С. А. Володимерова (сохранение самостоятельных организаций при усилении координации действий). Бутми-де-Кацман высказывался за максимально мягкий вариант объединения, когда «правые организации, по доведении до сведения правительства своих пожеланий, в тех случаях, когда сочтут это нужным, доводят о своих действиях до сведения единомышленных организаций, и от них зависит — принять постановления, вынесенные по поводу этих действий, к сведению или к руководству». Он был избран членом комиссии, созданной для принятия окончательного решения по этому вопросу. 23 дек. комиссия примерно в таком духе и приняла постановление.

В окт. 1913 в числе других членов Главной Палаты РНСМА подписал приветствие гражданским истцам на процессе по делу Бейлиса Г. Г. Замысловскому и А. С. Шмакову. Именно по его предложению РНСМА выпустило брошюру одного из экспертов на процессе по делу Бейлиса ксендза И.Пранайтиса «Тайна крови у евреев», 1000 экз. которой были направлены в Киев во время процесса. В 1914–1917 Бутми-де-Кацман снова лишь эпизодически участвовал в право-монархическом движении. По предложению Н. Н. ТихановичаСавицкого он согласился принять участие в работе Нижегородского совещания (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 нояб. 1915), однако по каким-то причинам не смог прибыть и прислал только свой доклад. В к. 1916 — н. 1917 ряд видных деятелей монархического движения пытались организовать съезд, на котором планировали избрать авторитетный и влиятельный единый Монархический Совет. Бутми рассматривался как один кандидатов в состав Совета. 1 июня 1917 его допрашивала Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства об участии в правых организациях и правом движении. По некоторым данным, был расстрелян в Кисловодске в 1919.

Соч.: К вопросу о денежной реформе. Одесса, 1896; Золотая валюта. Сб. ст. и речей. СПб., 1904; Итоги финансового хозяйства с 1892 по 1903. СПб., 1904; Враги рода человеческого. СПб., 1906; Конституция и поли80 БУТМИ4ДЕ4КАЦМАН Г. В. тическая свобода. СПб., 1906; Россия на распутьи. Кабала или свобода. СПб., 1906; Франкмасонство и государственная измена. Обличительные речи. Вып. 1–2. СПб., 1906; Иудеи в масонстве и в революции. СПб., 1906; Земля — Божья. СПб., 1906; Золотой крест. Докл. в Русском Собрании 9 апр. 1910. // Вестник Русского Собрания. 1910. № 15; Блестящие финансы и разорение России // Прямой путь. 1910. № 3; О финансах и денежной системе // Прямой путь. 1910. № 4; Его Императорскому Величеству Государю Самодержцу Всероссийскому Николаю Александровичу горнопромышленника учредителя Ткварчельского общества каменноугольных копей, потомственного дворянина Георгия Васильевича Бутми-де-Кацман всеподданнейшее прошение. Пг., 1915; Русь на пути к Земскому Собору // Земщина. 1991. № 51 и др.; Кабала или свобода [Избранные сочинения] под ред. О. А. Платонова М., 2005.

Лит.: Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. М., 1998. А. Степанов


Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. — М.: Институт русской цивилизации. . 2008.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БУТМИ-де-КАЦМАН (Бутми) Георгий Васильевич" в других словарях:

  • Бутми Георгий Васильевич — настоящая фамилия  Кацман (1856  после 1917), политический деятель. Участник создания и один из идеологов «Союза русского народа», сотрудник газеты «Русское знамя» (1906), автор многочисленных юдофобских статей, в 1906 вместе с П. И. Крушеваном… …   Энциклопедический словарь

  • Бутми де Кацман, Георгий Васильевич — Бутми, Георгий Васильевич Дата рождения: 1856(1856) Дата смерти: 1927 Основные идеи: монархизм, антисемитизм Бутми де Кацман Георгий Васильевич (1856 1927), политический и общественный деятель России. Из дворян, бессарабский помещик, поручик в… …   Википедия

  • Кацман — Кацман, нем. Katzmann  немецкая и еврейская фамилия: Еврейская фамилия Кацман, Аркадий Иосифович (1921 1989)  выдающийся советский театральный педагог. Кацман, Владимир Яковлевич (1929)  тренер по легкой атлетике. Кацман,… …   Википедия

  • G. Butmi — ( ru. Георгий Васильевич Бутми де Кацман; Czech: Boutmy) b. 1856. Russian who edited and/or published the Russian language editions of the Protocols of the wise men of Zion, in 1906, and 1907, respectively, after the Pavel Krushevan 1903 and… …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»